В рамках Всероссийского дня мордовского языка в Секретарской сельской библиотеке, в канун христианского праздника «Великая пасха» была показана видео презентация «Сезонные обряды (эрзи) мордвы: «Пасхальная игра «ОЗКА».
В создании ролика приняли участие наши юные читатели - участники библиотечного проекта по освоению народной культуры «Предания старины глубокой», совместно со школьным кружком «Село родное», руководителем которого являлась Е.К. Байкарова.

Началось наше видео с рассказа о том, что к Пасхе в каждом доме проводились и сейчас проводятся генеральные уборки, стараются убрать свои дома ещё до вербного воскресения. Не оставляли немытым ни один уголочек. Старожилы вспоминают: «В те годы считалось грехом оставить перед Пасхой не омытым водой часть дома или не постиранными вещи, ведь главнее праздника Христова Воскресения не было и нет». Дети всегда помогали взрослым белить печку, очищать кухонную утварь, готовиться к самому главному христианскому празднику. За два дня до Пасхи детвора взбиралась на крыши домов или сараев, на стог сена и кричали (кликали) Пасху: «Течи чи, ванды чи, вандыде мейле Иничи! Сегодня день, завтра день, а послезавтра - Пасха!».
Но основой нашей видео-презентации, являлся сюжет о том, как на пасхальной неделе все от мала до велика, играли в «Озку» («Оска»), (в которой победитель выигрывал и забирал пасхальные яйца).
В видео вошли воспоминания жительницы села Новоборискино Меньшаевой Лидии Фёдоровны, которая не только рассказывала ребятам о правилах игры, но и неоднократно на пасхальной неделе проводила эту игру с ребятами.
Материальная культура эрзи уходит корнями в глубокую древность. В нашей презентации нам хотелось рассказать об обрядовой культуре эрзи нашего края, как она складывалась на протяжении XIX-XX веков в тесном взаимодействии с культурой других народов (русских, татар), населяющих наш край.
В последние годы всё больше людей уезжают в города, в другие села, с карты района исчезают деревни и посёлки и так теряется самобытная культура, которая складывалась веками. Поэтому необходимо в корне изменить отношение к духовному наследию предшествующих поколений. Именно мы должны привлечь внимание общественности к сохранению культуры своей малой Родины.
Мы живём в эрзянских селах, общаемся на родном языке и, казалось бы, кто как не мы, должны знать свою национальную культуру.
Постепенно забывается то ценное, что передавалось из века в век, теряется связь людей с прошлым.
Наши родители на многие наши вопросы о нематериальной культуре эрзи ответить не смогли, но живы ещё люди – наши односельчане - старожилы, которые многое помнят и из своей жизни, и из рассказов их предшественников. Их воспоминания, об обычаях и традициях – это часть культуры, созданная прошлыми поколениями и переданная нам как нечто ценное для воспитания нас, современных школьников, воспитания любви к малой Родине.
|