В рамках празднования Дня России 12 июня библиотечная система Северного района организовала театрализованное представление «От ремесла к творчеству» с целью знакомства гостей праздника с традициями, самобытным творчеством, ремеслами многонациональных культур района, многие из которых сохранились и успешно развиваются в наши дни, меняясь в соответствии с современными тенденциями, сохраняя культурное и национальное наследие нашего края.
Пуховязяние
Хороший платок ручной работы вяжется из сучёной пряжи: сначала прядут плотную нить из козьего пуха, а затем напрядают её на шёлковую нить-основу. Такой платок — паутинка или шаль — изначально не выглядит пушистым. Изделия начинают пушиться в процессе носки. Носится такой платок очень долго. Лучшие мастерицы за месяц могут связать две паутинки среднего размера или три палантина.
Вышивка
Издавна татарскую избу украшали вышитыми текстильными украшениями. Для украшения стен дома и перегородок с оконными проемами использовались вышитые полотенца, с ярким цветовым колоритом, салфетки с вышивкой из цветочно-растительных узоров, дополнялась кружевами и бахромой. Узорные полотенца дарили победителям на скачках, батыру победителю на празднике сабантуе. Вышивку использовали и на национальной одежде.
Основным головным убором татар является тюбетейка. Ее шили из бархата и вышивали бисером, блестками. Самым популярным убором девушек был калфак.
Гончарное ремесло
Гончарным ремеслом в селе Русский Кандыз занимались около 50 семей и передавали его из поколения в поколение, сохраняя секрет мастерства. Среди них можно выделить семьи Пыченковых, Бердниковых, Выдренковых.
Известным горшечником не только в селе Русский Кандыз, но и на всю округу был Василий Григорьевич Выдренков. Гончарное дело было не только его хобби и любимой работой, но и с помощью его он содержал свою большую семью - 11 человек.
Глиняные свистульки обжигали в русских печах. Называли игрушки «тутушкой». Отсюда и пошло прозвище жителей нашего села Русский Кандыз «тутушники». Многие гончары лепили свистульки в зимнее время.
Валяние валенок
В старину валенки считали ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. Это считалось признаком достатка. В них щеголяли не только зимой, но и летом, так как в валенках не страшны ни мороз, ни жара.
Мягкие и теплые валенки получались у известных валяльщиков из села Русский Кандыз братьев Слезкиных: Петра, Павла и Тимофея. Кстати, последнему в этом году 30 июня исполнится 100 лет. Многие люди, которые заказывали им валенки, всегда благодарили их за хорошую работу и добротные валенки, за то, что они долго носились. Их по праву называли лучшими валяльщиками села Русский Кандыз.
Резьба по дереву
Издавна у мордовского народа была распространена резьба по дереву - рельефная, объёмная и сквозная. Фигурки животных, головки коня, водоплавающие птицы в сочетании с несложным геометрическим орнаментом украшали солонки, ковши, лавки, карнизы крестьянских изб, донца прялок и пари (свадебные сундуки у эрзи), выдолбленных из ствола липы.
Домовая резьба применялась при изготовлении домашней утвари – лотков для муки, плошек, чашек и ложек. Особо ценилась бондарная утварь - стаканы, кадки и бочонки для засолки огурцов и капусты.
Плетение из лыка, ивы
А еще было много мастеров, умеющих плести из ивового прута различные предметы обихода: сундуки, люльки для детей, посуду. Но самые распространенные изделия – это корзины.
Обувь - лапти плели из лыка, внутренней части коры липы. Лыко снимали с дерева, оставляя совершенно голый ствол. Отсюда пошло выражение «ободрать как липку» — оставить ни с чем. Если за лыком шли мужчины, они валили дерево и потом снимали кору, если женщины — срезали лыко со стоящего дерева. Снятые лыки завязывали в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лыко оставляли в теплой воде на сутки. Чтобы сплести лапоть, нужна была деревянная колодка и крючок — кочедык. Сложнее всего было сплести запятник: от него зависело, будет ли лапоть ровным и удобным. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали пеньковыми веревками или пришивали кожаную подметку.
|